Я рада приветствовать уважаемых коллег, обучающихся и выпускников школы, а также их родителей! С помощью моего персонального блога я надеюсь получать от вас отклики и мнения о работе школы и всех ее служб. Здесь мы сможем обмениваться мнениями о происходящих событиях в сфере образования в нашем учебном заведении и в образовании в целом. Приглашаю вас принять активное участие в обсуждении!

понедельник, 18 февраля 2013 г.

Примерный план урока


Примерный план урока

Тип урока – комбинированный

Тема урока
Задачи урока:
·         образовательная;
·         коррекционно-развивающая;
·         воспитывающая.
Оборудование урока

1) Организационный этап

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные ва-рианты):
·         по звонку найти свое место;
·         взаимное приветствие;
·         рапорт дежурного, определение отсутствующих;
·         запись числа;
·         настрой учащихся на работу, организация внимания;
·         проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
·         сообщение темы и цели урока.

2) Проверка домашнего задания

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты проверки домашнего задания:
·         фронтальный опрос;
·         индивидуальный опрос с вызовом к доске;
·         фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
·         индивидуальный письменный опрос;
·         уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
·         практическая работа;
·         программированный контроль;
·         проверка тетрадей;
·         технические средства обучения.

3) Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, це-ли и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:
·         загадка;
·         ребус;
·         кроссворд;
·         игра "Четвертый лишний";
·         словарная работа (связь с новым материалом);
·         проблемный вопрос.

4) Сообщение нового материала

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:
·         в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, по-следовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
·         самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и ис-пользования учебника;
·         вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
·         чередование беседы и рассказа;
·         применение ТСО.

5) Закрепление полученных знаний

Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы уча-щихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используе-мые методы:
·         беседа;
·         работа с учебником;
·         работа с тетрадью;
·         практическая работа;
·         программированные задания;
·         дидактические игры;
·         ТСО;
·         таблицы, схемы, тесты;
·         самостоятельная работа.

6) Подведение итогов

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
·         выводы;
·         вопросы на понимание изученного материала;
·         разбор и запись домашнего задания;
·         оценка работы учащихся.

 

 

Показатели степени обученности (по В.П. Симонову)

1.     "Различение" (распознавание), или уровень знакомства. Характеризует низшую степень обученности. Ученик отличает данный объект, процесс, явление и т.п. от их аналогов, только тогда, когда их предъявляют ему в готовом виде, демонстрируя только лишь способность узнавания. Написать, объяснить, решить, применить на практике не может. На вопросы дает односложные ответы, наблюдается попытка "угадать" правильный ответ.
2.     "Запоминание". Учащийся может пересказать содержание текста, правила и т.п. без глубокого осознания. Учащийся отвечает на вопросы только репродуктивного плана и часто при их определенной последовательности.
3.     "Понимание". Учащийся не только воспроизводит формулировку, но может объяснить, привести пример. Сущность вопроса им понята, а не просто формально закреплена в сознании.
4.     "Применение" (репродуктивный уровень). Ученик может применить на практике теоретические знания в простейших заданиях. Простейшие умения в процессе их применения переходят в простейшие навыки.
5.     "Перенос". Ученик умеет творчески применить полученные теоретические знания на практике, в новой нестандартной ситуации.

Анализ и оценка открытого урока (по В.П. Симонову)

Оценивая эффективность проводимого занятия, следует учитывать ряд показателей:
I Оценка основных личностных качеств педагога
1.     Знание преподавателем учебного предмета и его общая эрудиция.
2.     Уровень педагогического и методического мастерства преподавателя.
3.     Качество его речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, а также общая грамотность.
4.     Позиция преподавателя по отношению к учащимся (заинтересованная или равнодушная) и оптимальность выбранного им стиля руководства, т.е. степень его так-тичности и демократичности в общении с учащимися.
5.     Внешний вид преподавателя, мимика, жесты и культура поведения.
II Оценка основных характеристик и поведения учащихся
1.     Степень познавательной активности учащихся в ходе занятия, степень их творчества и самостоятельности.
2.     Уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствовались на занятии).
3.     Наличие и навык коллективной работы (парной, групповой и т.п.).
4.     Степень организованности, дисциплинированности, заинтересованности и эмоциональности учащихся.
III Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся
1.     Анализ и оценка эффективности степени реализации основных принципов обучения: научности, доступности и посильности предлагаемой для усвоения информации.
2.     Актуальность и связь обучения и воспитания с жизнью.
3.     Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала для учащихся.
4.     Оптимальность объема предлагаемой для усвоения за одно занятие информации (объема изучаемого нового материала).
IV Оценка способов деятельности преподавателя и учащихся
1.     Рациональность и эффективность использования времени занятия, а также оптимальность темпа и чередования основных видов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятия.
2.     Наличие, целесообразность и эффективность использования наглядности и ТСО.
3.     Рациональность использованных приемов (методов) и форм работы, их соответствие возрасту и развитию учащихся.
4.     Наличие и эффективность обратной связи со всеми учащимися и в свете этого степень оптимальности сочетания индивидуального, дифференцированного и фронтального подходов к учащимся.
5.     Эффективность контроля за степенью обученности учащихся и уровень требований, на котором производится ее проверка и оценка.
6.     Степень эстетического воздействия занятия на учащихся.
7.     Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.
V Оценка цели и результата занятия
1.     Степень четкости, лаконичности и конкретности формулировки цели учебного занятия.
2.     Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели в одно и то же время.
3.     Степень обучающего воздействия занятия на развитие учащихся (чему и в какой степени научились).
4.     Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию в ходе занятия).
5.     Степень воздействия проведенного занятия на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию)

Самоанализ урока учителем

1.     Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.
2.     Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счету по данной теме. Тип урока.
3.     Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач. Межпредметная связь и связь материала урока с жизнью.
4.     Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).
Выступление учителя с анализом только что проведенного урока демонстрирует способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции. Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от намеченного плана, объективно (а при необходимости критично) оценивает собственные действия, и что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица детей.
Специальное внимание следует уделить элементам особого удовлетворения учителя тем или иным учеником: нередко какой-то ответ ребенка кажется гостям верным, естественным, обычным, в то время как для конкретного ребенка (если учесть его возможности) такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии. Специальный комментарий учителя необходим и в том случае, если выставление оценки тем или иным детям не вполне соответствует реальному ответу. Учитель должен аргументировать свои действия, оппонировать гостям, если это необходимо, а ни в коем случае не «проглатывать» возможно, несправедливые, ошибочные оценки.
Учитель должен быть готов к тому, что конспект урока может заинтересовать кого-то из гостей, и хорошо бы иметь несколько экземпляров конспекта урока, дабы раздать гостям.
При подготовке и проведении открытого урока учителю следует избегать ряда ошибок:
·         ничем не обоснованное отклонение от конспекта урока и наоборот, неспособность сориентироваться по ходу урока и перестроиться, заменив одно задание на другое, исключив какой-то вид работы;
·         отсутствие взаимосвязи между этапами урока;
·         перегруженность урока дидактическими играми, наглядным материалом, техническими средствами обучения, объемом и количеством различных заданий;
·         забывание об учениках и демонстрация своей эрудиции;
·         при проведении урока в необычной форме (урок – КВН, урок – викторина, «Поле чудес» и т.п.) следует не забывать о том, что этот урок не только должен восхищать, изумлять и потрясать всех присутствующих, а, прежде всего, обучать;
·         появления «леса» рук в то время, когда учитель еще не договорил вопроса до конца, что свидетельствует о явной «репетиции» урока;
·         недопустимость в адрес детей, не ответивших на вопрос, либо ответивших неверно высказываний типа: «Ты меня подвел», «А я на тебя так рассчитывала и надеялась» и т.п.

Схема анализа урока по Т.И. Шамовой и Ю.И. Конаржевскому

Условные обозначения:
·         ТДЦ - триединая дидактическая цель;
·         МО - методы обучения;
·         СУМ - содержание учебного материла;
·         ФОПД - формы организации познавательной деятельности.
Балльные оценки:
·         2 - реализовано полностью;
·         1 - реализовано частично;
·         0 - не реализовано.
Эффективность урока: сложить все баллы, разделить на 26 и умножить на 100.
·         85% - отлично,
·         84 - 65% - хорошо,
·         64 - 45% - удовлетворительно.

Характеристика урока

1.     Обозначена цель урока.
2.     Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности.
3.     Соответствие содержания учебного материала ТДЦ.
4.     МО обеспечили мотивацию деятельности.
5.     Сотрудничество учителя и учащихся.
6.     Контроль и самоконтроль.
7.     Соответствие методов обучения (МО) СУМ и ТДЦ.
8.     ФОПД обеспечили: сотрудничество между учащимися.
9.     Включение каждого ученика в деятельность по обеспечению ТДЦ.
10.   ФОПД отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТДЦ.
11.   Уровень достижения ТДЦ: образовательный аспект.
12.   Воспитательный аспект.
13.   Развивающий аспект.

 

 

 

 

 

 

 

Виды работы над текстом на уроках

1.     Чтение всего текста (по заданию учителя).
2.     Чтение, деление на части. Составление плана.
3.     Чтение по готовому плану.
4.     Чтение, после чтения пересказывание.
5.     Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
6.     Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
7.     Чтение цепочкой по предложению.
8.     Чтение цепочкой по абзацу.
9.     Чтение вполголоса.
10.   Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
11.   Чтение, ответы на вопросы.
12.   Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
13.   Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
14.   Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
15.   Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10 – 15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 – 55 слов в минуту).
16.   Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
17.   Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
18.   Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
19.   Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
20.   Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
21.   Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
22.   Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
23.   Беседа с сопровождением выборочного текста.
24.   Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.
25.   Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
26.   Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
27.   Установление путем чтения причинно-следственных связей.
28.   Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)
29.   Чтение по ролям.
30.   Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
31.   Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
32.   «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
33.   Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:
1.     Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
2.     Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
3.     Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
4.     Нахождение и чтение образных слов и описаний.
5.     Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
6.     Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
7.     Чтение стихотворения, расстановка пауз.
8.     Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
9.     Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
10.   Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
11.   Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме ___чн____ , ____жи____ и т. д.
12.   Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
13.   Нахождение в рассказе самого длинного слова.
14.   Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
15.   Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).
16.   Чтение, пометка непонятных слов.
17.   Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ковка).
18.   Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
19.   Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
20.   Чтение слов, к которым даны сноски.
21.   Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
22.   Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.
23.   Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).

Комментариев нет:

Отправить комментарий